Требуется ли проведение проверки знаний по результатам прохождения работником стажировки рабочем месте?

Ответ: проверка знаний по результатам прохождения работником стажировки рабочем месте должна проводиться, так как стажировка – это одна из форм обучения работника по охране труда, неотъемлемая его часть (ст. 219 ТК РФ; п. 4, 29, 31 Правил).

Порядок определения качества знаний, усвоенных и приобретенных работником при прохождении стажировки на рабочем месте, а также методы и формы проведения и регистрации устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

Например, одной из форм определения качества знаний, усвоенных и приобретенных работником при прохождении стажировки на рабочем месте может быть проверка знания требований охраны труда (проверка навыков) путем устного опроса (или тестирования) с демонстрацией практических навыков безопасных методов и приемов выполнения работ.

Обоснование: требования к организации и проведению стажировки на рабочем месте установлены разделом III Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила).

Проверка знания требований охраны труда работников является неотъемлемой частью обучения по охране труда и направлена на определение качества знаний, усвоенных и приобретенных работником при обучении по охране труда (п. 68 Правил).

Требования к порядку проведения стажировки на рабочем месте, к работникам, ответственным за организацию и проведение стажировки на рабочем месте, а также к продолжительности и месту проведения стажировки на рабочем месте устанавливаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии) (п. 31 Правил).

Порядком установлена минимальная продолжительность стажировки на рабочем месте, а каким может быть максимум?

Ответ: максимальная продолжительность в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» не установлена.

Но такая продолжительность может быть установлена в отраслевых нормативных документах, например:

  • Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ (приказ Минэнерго от 22.09.20 № 796, п. 33): минимальный срок стажировки должен составлять 2 рабочих дня (смены) на каждом рабочем месте, но не должен превышать 14 рабочих дней (смен).
  • Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (приказ Минэнерго от 24.03.03 № 115, п. 2.3.10.): продолжительность стажировки составляет 2 — 14 смен.

Обоснование: требования к организации и проведению стажировки на рабочем месте установлены разделом III Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила).

Требования к порядку проведения стажировки на рабочем месте, а также к ее продолжительности устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). Минимальная продолжительность стажировки на рабочем месте – не менее 2 смен. (п. 31 Правил)

Стажировка на рабочем месте осуществляется по программе стажировки на рабочем месте или в соответствии с иным локальным нормативным актом работодателя, включающим в себя отработку практических навыков выполнения работ с использованием знаний и умений, полученных в рамках обучения требованиям по охране труда (п. 27 Правил).

Программа стажировки на рабочем месте или иной локальный нормативный акт, определяющий объем мероприятий для ее проведения, утверждается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии) (п. 28 Правил).

Продолжительность стажировки на рабочем месте устанавливается локальным нормативным актом работодателя с учетом требований специальных норм и правил и мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

Кто составляет перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте?

Ответ: работник, определенный локальным нормативным актом организации, устанавливающим Порядок проведения стажировки на рабочем месте.

Обоснование: требования к организации и проведению стажировки на рабочем месте установлены разделом III Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила).

Лицо, ответственное за составление перечня профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, определяется локальным нормативным актом.

Одним из вариантов реализации может быть следующий:

  1. Планирование обучения по охране труда осуществляется подразделением кадрового обеспечения (отдел кадров) или управления персоналом на основании сведений о потребности в обучении по охране труда (в т.ч. стажировки на рабочем месте) от руководителей структурных подразделений и специалиста по охране труда организации (п. 3.1.2. Профстандарт «Специалист в области охраны труда»);
  2. Составить перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, на основании планов обучения по охране труда, может работник подразделения кадрового обеспечения (отдел кадров) или управления персоналом, специалист по охране труда или руководитель соответствующего структурного подразделения.

 

Какую ответственность несет работодатель, если не организует проведение работнику стажировки на рабочем месте?

Ответ: в соответствии со ст. 214 ТК РФ одной из обязанностей работодателя в области охраны труда является недопущение работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников).

Работодатель может понести ответственность по части 3 ст. 5.27.1 КоАП за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда (так как стажировка (ст. 219 ТК РФ; п. 4 Правил) – это одна из форм обучения работников по охране труда), что влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до 25 000 рублей;
• на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

Кто готовит приказ о начале стажировки на рабочем месте, приказ о допуске к самостоятельной работе после стажировки на рабочем месте, программы стажировки на рабочем месте?

Ответ: ответственными за подготовку перечисленных документов являются работники, определенные Порядком проведения стажировки на рабочем месте. Например, приказы и программы стажировки могут готовить руководители соответствующих структурных подразделений или непосредственные руководители работника, а подписывать эти приказы и утверждать программы – руководители организации или уполномоченные ими должностные лица организации, ее филиала, представительства.

Обоснование: требования к организации и проведению стажировки на рабочем месте установлены разделом III Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила).

Программа стажировки на рабочем месте или иной локальный нормативный акт, определяющий объем мероприятий для ее проведения, утверждается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). (п. 28 Правил)

Требования к порядку проведения стажировки на рабочем месте, к работникам, ответственным за организацию и проведение стажировки на рабочем месте, а также к продолжительности и месту проведения стажировки на рабочем месте устанавливаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). При этом продолжительность стажировки на рабочем месте должна составлять не менее 2 смен. (п. 31 Правил)

Подготовка и подписание организационно-распорядительного документа (приказ, распоряжение) о проведении стажировки на рабочем месте, о допуске к самостоятельной работе, а также разработка и утверждение программы стажировки на рабочем месте работника на рабочем месте осуществляется лицами, определенными Порядком проведения стажировки на рабочем месте.

Допустимо ли регистрировать стажировку на рабочем месте в одном журнале вместе с инструктажем по охране труда на рабочем месте?

Ответ: допустимо, при условии отражения данного порядка регистрации и документирования в локальном нормативном акте организации.

Обоснование: результаты проведения инструктажа по охране труда оформляются в соответствии с требованиями, установленными п. 24 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила).

Раздел VIII. «Оформление документов и записей о планировании и регистрации проведения обучения по охране труда» Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (п. 87 и п. 90 Порядка) определяет информацию, которая должна быть указана по результатам инструктажа и стажировки на рабочем месте соответственно, но не ограничиваясь ею.

Порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем (п. 88 Правил).

Требования к порядку проведения стажировки на рабочем месте, а также к ее продолжительности устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии) (п. 31 Правил).

Соответственно, регистрация стажировки на рабочем месте в одном журнале вместе с инструктажем по охране труда на рабочем месте возможна при условии отражения данного порядка документирования в локальном нормативном акте организации.

Можно ли допустить работника к самостоятельной работе без прохождения стажировки на рабочем месте?

Ответ: запрещается, кроме работников, которым не требуется прохождение стажировки на рабочем месте по решению работодателя на основании п. 26, 83 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила).

Обоснование: в соответствии со ст. 214 ТК РФ одной из обязанностей работодателя в области охраны труда является недопущение работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников).

Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает штрафных санкций к работодателю конкретно за допуск работника к самостоятельной работе без прохождения стажировки на рабочем месте.

Однако, работодатель все-таки может быть оштрафовать по части 3 ст. 5.27.1 КоАП за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда (так как стажировка (ст. 219 ТК РФ; п. 4 Правил) – это одна из форм обучения работников по охране труда).

Можно ли работника освободить от прохождения стажировки на рабочем месте?

Ответ: освободить от прохождения стажировки на рабочем месте работников, выполняющих работы повышенной опасности, нельзя. Необходимость проведения стажировки на рабочем месте другим категориям работников, в том числе критерии, при выполнении которых работника можно освободить от прохождения стажировки на рабочем месте, устанавливается работодателем локальным нормативным актом по организации.

Обоснование: в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила) (разд. VIII, п. 80, 83) планирование обучения по охране труда осуществляется посредством установления потребности с указанием профессии и должности работников, подлежащих прохождению стажировки на рабочем месте.

Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). Обязательному включению в указанный перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности. (п. 26 Правил)

В связи с тем, что требования к порядку проведения стажировки на рабочем месте устанавливаются локальным нормативным актом (п. 31 Правил), то работодатель вправе установить в нем дополнительные критерии для работников, подлежащих прохождению стажировки на рабочем месте, которые позволят либо устанавливать минимальные сроки стажировки на рабочем месте (не менее 2 смен), либо освобождать от стажировки на рабочем месте совсем.

К таким критериям можно отнести, например:
1. Опыт работника.
2. Выполнение аналогичных функциональных обязанностей на аналогичном оборудовании.
3. Отсутствие перерыва в работе (такая ситуация возможна при срочном договоре или контрактной системе: увольнение работника и его прием заново в один и тот же день).

Например, в специальных правилах и нормах (отраслевых нормативных документах) возможность освобождения работника от стажировки на рабочем месте предусмотрена при переводе его из одного структурного подразделения организации в другое или изменении должности при условии, что работник имеет стаж работы по специальности не менее трех лет и характер его трудовых функций и тип оборудования, в отношении которого работник выполнял трудовые функции ранее, не меняются.

Обязательно ли включать в комиссию по охране труда представителя первичной профсоюзной организации?

Ответ: включение в состав комиссий по проверке знания требований охраны труда представителя выборного профсоюзного органа осуществляется по согласованию, т.е., при наличии в организации выборного профсоюзного органа необходимо согласовать с ними, будут ли они направлять своего представителя в комиссию.

В случае включения в состав комиссий по проверке знания требований охраны труда представителей выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации, в том числе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), они должны быть обучены в установленном порядке.

Обоснование: порядок формирования комиссий по проверке знаний регламентируется разд. VII постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила).

Для проведения проверки знания требований охраны труда работников после прохождения обучения по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, у работодателя создаются комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в составе не менее 3 человек — председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии. (п. 72 Правил)

В состав комиссий по проверке знания требований охраны труда у работодателя, в том числе по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, по вопросам охраны труда, могут включаться руководители и специалисты структурных подразделений, руководители и специалисты служб охраны труда, лица, проводящие обучение по охране труда. Также в состав комиссии включаются по согласованию представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников такой организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии). (п. 73 Правил)

Работники, включаемые в состав комиссий по проверке знания требований охраны труда, проходят обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 46 настоящих Правил. (п. 74 Правил)

Должен ли работодатель (любой ОКВЭД, производственной и не производственной сферы), имеющий штат работников более 50 человек создавать СОТ?

Ответ: да, должен.

Обоснование: в соответствии с частью 1 статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель, осуществляющий производственную деятельность, и, численность работников которого превышает 50 человек, обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, под производственной деятельностью подразумевается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Таким образом, производственная деятельность — это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание услуг в различных сферах, следовательно, работодатель, осуществляющий деятельность в любой сфере, с численностью сотрудников более 50 человек обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по ОТ (Дополнительные разъяснения дал Минтруд в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.)

 

Почему приказ Минтруда России №37 не зарегистрирован в Минюсте России? Почему в абзаце 4 ст. 223 ТК РФ используется словосочетание «рекомендаций»?

Ответ: приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 37 не зарегистрирован в Минюсте, поскольку он относится к категории нормативных актов, которые не требуют государственной регистрации. Акты, которые не зарегистрированы Минюстом носят рекомендательный характер, поэтому в ТК РФ используется термин «рекомендации».

Обоснование: не все приказы Минтруда должны быть зарегистрированы в Минюсте, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2018 г. №1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Следовательно, приказ Минтруда России №37 не подпадает под требования государственной регистрации, согласно указанным правовым нормам и принципам.

ТК РФ использует слово «рекомендации» ввиду того, что ссылается на приказ Минтруда №37, который не является нормативно правовым актом, следовательно, носит рекомендательный характер.

Почему при трудоустройстве на должность «Специалист по охране труда» не применяются профстандарты применимые к СпОТу?

Ответ: при трудоустройстве работника, работодатель обязан руководствоваться характеристиками квалификации, установленными в профессиональных стандартах, как основой для определения требований к квалификации работника, с учетом особенностей трудовых функций и условий труда, то есть обязан учитывать требования к уровню образования и опыту работы.

Обоснование: ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

— согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

— согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 223 ТК РФ, специалист по охране труда, должен иметь соответствующее образование. Так как профессиональный стандарт является НПА в котором установлены требования к квалификации работника, то при трудоустройстве сотрудника, работодатель обязан руководствоваться характеристиками квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Почему на СпОТа «нагружаются» трудовые функции, связанные с ГОиЧС, пожарной безопасности, закупок, электробезопасности, промбезопасности, здоровьесбережения, экологий и прочих?

Ответ: трудовые функции работника прописаны в трудовом договоре, ознакомиться с ними он может на этапе подписания. Изменения вносятся только с письменного согласия сотрудника.

Обоснование: в соответствии со статьей 57 ТК РФ: трудовая функция, определяемая работодателем в рамках трудового договора, может включать в себя как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; так и конкретный вид поручаемой работнику работы.

Таким образом, работодатель определяет задачи специалиста по охране труда и функции, которые он будет выполнять. В свою очередь, каждая функция записывается как последовательность конкретных трудовых действий. Функции включают в трудовой договор. Трудовая функция работника также определяется его должностной инструкцией.

Следовательно, со своей функцией специалист по охране труда может ознакомиться на стадии подписания трудового договора и принять решение о согласии или об отказе от предложенных условий.

Почему, в случае если СпОТу вменили ГОиЧС, не берут по др. трудовому договору или договору ГПХ?

Ответ: работнику могут поручить выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной продолжительности рабочего дня (смены) по обеим должностям с дополнительной оплатой, при условии его письменного согласия.

Обоснование: в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ, поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Можно ли считать приказ 772н присутствует широта дискреционных полномочий?

Ответ: да, приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 №772н предоставляет дискреционные полномочия работодателю в разработке правил по охране труда. Согласно этому приказу, правила могут быть разработаны работодателем в форме стандарта организации или иного локального нормативного акта, применяемого в системе нормативного регулирования работодателя, при этом определяется широкий круг лиц, уполномоченных на выполнение данной задачи.

Обоснование: в соответствии с приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 №772н, правила по охране труда могут быть разработаны работодателем как стандарт организации либо иной локальный нормативный акт, применяемый в системе нормативного регулирования работодателя. Инструкции разрабатываются на каждую рабочую профессию и вид работ повышенной опасности. Разработку может выполнять непосредственный руководитель работника или любой назначенный руководителем сотрудник, ответственный за разработку документа.

В соответствии с приказом Минтруда от 22.04.2021 №274н, специалист по ОТ должен принимать участие в разработке инструкций для всех рабочих профессий, которые указаны в штатном расписании организации, оказывая методическую помощь.

Действительно, в приказе Минтруда присутствует широта полномочий: руководитель вправе назначить лицо, ответственное за разработку правил. Однако итоговый документ подписывается и утверждается конкретным перечнем лиц: правила должны иметь лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы работодателя (при наличии), руководителем службы охраны труда (при его отсутствии — лицом, выполняющим функции специалиста по охране труда), лицом, ответственным за разработку Правил.

В каком виде (журналы или формы) оформляются инструктажи?

Ответ: Работодатель самостоятельно определяет формы регистрации инструктажей. Например, одной из таких форм могут быть – журналы регистрации инструктажей. Форма журналов, порядок внесения записей и фиксации результатов проведения инструктажей утверждаются локальным нормативным актом организации (приказ, распоряжение или др.). При этом журналы должны содержать всю информацию, установленную разделом VII Порядка обучения по охране труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464.

Обоснование: Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила) устанавливает следующие виды инструктажей по охране труда:
а) вводный инструктаж по охране труда;
б) инструктаж по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный и внеплановый инструктажи);
в) целевой инструктаж по охране труда.
Правила не устанавливают конкретных требований к формам регистрации инструктажей, но регламентируют, что результаты их проведения оформляются в соответствии со следующими требованиями раздела VIII Правил:
а) при регистрации вводного инструктажа по охране труда установленная работодателем форма должна содержать информацию в соответствии с п. 86 Правил;
б) при регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте установленная работодателем форма должна содержать информацию в соответствии с п. 87 Правил;
в) при регистрации целевого инструктажа по охране труда: — установленная работодателем форма должна содержать информацию в соответствии с п. 87 Правил; — при выполнении работ повышенной опасности, на которые требуется оформление наряда-допуска, оформляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и регламентирующими организацию и производство работ повышенной опасности, в том числе перечень записей в наряде-допуске.

Каким образом должна проводиться проверка знаний по результатам проведения инструктажей по охране труда?

Ответ: Форма проверки знаний по результатам проведения инструктажей определяется локальными нормативными актами работодателя (приказ, распоряжение или др.). Например, одна из форм проведения проверки знания требований охраны труда по итогам проведенного инструктажа – устный опрос инструктируемого по темам инструктажа на предмет его усвоения. Результат проверки знаний фиксируется в журнале регистрации инструктажей, форма которого, порядок внесения записей и фиксации результатов проведения инструктажей также утверждаются локальным нормативным актом организации. Подписи инструктирующего и инструктируемого в журнале регистрации инструктажей будут являться подтверждением факта проведения проверки знаний путем устного опроса и факта усвоения инструктажа.

Обоснование: В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила) инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда. В соответствии с п. 69 Правил форма проведения проверки знания требований охраны труда работников при инструктаже по охране труда определяется локальными нормативными актами работодателя.

Можно ли совместить обучение по СИЗ с инструктажем по СИЗ, которые требуют практических навыков и не требуют?

Ответ: Обучение по СИЗ, применение которых не требует практических навыков, может быть совмещено с инструктажем по СИЗ. Для СИЗ, применение которых требует практических навыков обучение должно проводиться отдельно (либо по самостоятельной программе обучения, либо по учебному модулю в рамках программы обучения требованиям охраны труда).

Обоснование: В соответствии с разделом V Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» (далее – Правила) организация и проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) подразделяется на два вида: 1. Обучение по использованию (применению) СИЗ, применение которых требует практических навыков. 2. Обучение способам проверки работоспособности и исправности СИЗ, применение которых не требует от работников практических навыков. Работодатель должен утвердить перечень СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Обучению по использованию (применению) СИЗ подлежат работники, применяющие средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков. В рамках проведения обучения по использованию (применению) СИЗ работники, использующие специальную одежду и специальную обувь, должны быть обучены методам их ношения. Работники, использующие остальные виды СИЗ, должны быть обучены методам их применения. Обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты может проводиться в рамках обучения требованиям охраны труда. В остальных случаях (для СИЗ, применение которых не требует от работников практических навыков) работодатель обеспечивает ознакомление со способами проверки работоспособности и исправности СИЗ в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Что делать, если работодатель не регистрирует травму, произошедшую на рабочем месте, как несчастный случай, а предлагает оформить больничный, при этом не выплачивает никаких компенсаций, кроме пособия по временной нетрудоспособности?

Характер и размер выплат зависят от степени тяжести полученного Вами повреждения, которая устанавливается в медицинском заключении (учетная форма 315/у).

Некорректно однозначно давать комментарии без изучения материалов расследования. Однако, если считать изложенное Вами видение ситуации полностью верным, то речь может идти о сокрытии несчастного случая.

На какие выплаты можно рассчитывать в случае получения травмы на производстве:
1. При травме легкой степени тяжести: выплаты ограничиваются компенсацией листа нетрудоспособности. Больничный лист оплачивается в размере полного среднего заработка.
2. При травме тяжелой степени тяжести, помимо оплаты больничного листа, к основным выплатам можно отнести:
• оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (т.е. оплата лекарств, медицинских обследований и т.д.);
• страховые единовременные и ежемесячные выплаты (на основании заключения учреждения медико-социальной экспертизы на период нетрудоспособности);
• компенсацию за моральный вред (по решению суда);
• единовременную материальную помощь.

Суммы рассчитываются Социальным фондом России и зависят от тяжести травмы, степени утраты трудоспособности, затрат на реабилитацию и среднего заработка.

Все компенсации — государственные, работодатели по закону освобождены от таких расходов. Но из практики можем сказать, что часто в целях соблюдения репутации бизнеса и поддержки своих сотрудников они также помогают — выделяют материальную помощь, иногда оплачивают часть расходов на лечение.

С целью урегулирования ситуации рекомендуем официально (письменно) обратиться к работодателю, описав сложившуюся ситуацию, за разъяснением, в том числе по полагающимся выплатам. В письме также можно указать о своем праве направить обращение в Государственную инспекцию труда.

Если урегулировать ситуацию не получится, то Вы можете направить обращение в органы защиты трудовых прав (Государственную инспекцию труда).

Однако, в случае обращения в Государственную инспекцию труда будьте готовы к расследованию произошедшего инцидента. Результаты расследования помогут выявить все обстоятельства произошедшего инцидента, в том числе установить лиц, допустивших нарушения требований охраны труда. Но при определении лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, комиссия будет также рассматривать и Ваши действия (действия пострадавшего) в части соблюдения требований по охране труда и может установить вину в процентах в зависимости от тяжести нарушений по охране труда.
С учетом этого, Вам могут быть как назначены дополнительные выплаты, так и вычтены из оплаты больничного проценты, а также дополнительно приняты меры административного характера за допущенные нарушения по охране труда, которые привели к несчастному случаю.